Бент Розенбаум. Цели психоанализа |
21.11.2013 14:23 |
Статья для выступления на психоаналитической конференции в г. Одесса, 1-2 декабря 2012 г. Бент Розенбаум Введение Эти, равно как и многие прочие вопросы приходят на ум, когда мы думаем о “целях психоанализа ”. На данные вопросы предлагается масса ответов. Часто говорят, что одной из целей психоанализа является достижение понимания навязчивых повторений и конфликтов пациента, устранение сил, которые сопротивляются изменениям, и высвобождение конструктивных сил пациента. Кроме того, цели психоанализа формулировались следующим образом: помочь пациенту в облегчении симптомов, снизить базовую тревогу, и заложить основу для самоанализа (Am. J. Psychoanal. (1947), 7:67-71). Или, как предлагал Бибринг (Bibring): изменение взаимосвязей между различными образованиями психики, т.е. изменения внутри бессознательного, суперэго, и, прежде всего и важнее всего, внутри эго (Wallerstein, 1965). Резюмируя эго-психологические позиции, Валлерштейн продолжает (там же: 753): Любая общая формулировка целей психоаналитической терапии, выраженная, однако, нетехническим языком, неизбежно будет включать в себя следующее: Откровенно оптимистичный взгляд на то, что может быть целью психоаналитического процесса, получил сопротивление реализма, который основывался на открытости в отношении результатов психоанализа. Так, утверждалось, что цели психоанализа достигаются редко, например, исчезновение симптомов, структурные изменения, а также полностью интегрированная личность. Несомненно, то, как мы формулируем цель психоанализа, сильно зависит от теоретической базы, которая лежит в основе предполагаемой цели. Так, например, когда мы читаем в тексте Анзи (Anzieu; 1979) раздел, где он говорит об анализе с пациентом, который проходит его уже несколько лет. Казалось, что анализ, который проходил в классическом психоаналитическом сеттинге, идет успешно. Наступает негативная терапевтическая реакция, и с определенного момента этого негативного процесса пациент больше не может лежать на кушетке, и часовые сессии начали проходить лицом к лицу. В результате этого преобразования аналитическая работа началась снова, и она вызвала некоторые улучшения в жизни пациента, хотя ему все еще нелегко переживать перерывы в работе, связанные с отпусками и праздниками. Дается описание двух сессий, а потом следуют комментарии Анзи: В сути определения цели психоанализа Огдена лежит идея Кинодо об универсальности и центральной роли переживаний, имеющих отношение к сепарационной тревоге, а также связь между понятием исключения и идеей о ’коммуникации, прерываемой сепарационной тревогой и тревогой потери объекта’. В этих вводных замечаниях я хочу представить свое искренне сомнение в том, что можно обобщить “цели психоанализа”, а особенно сомнительна, по моему мнению, идея сформулировать “конечные цели” психоанализа. Какую бы ‘цель’ мы ни выдвигали, всегда будут существовать иные и критические (в положительном смысле) позиции относительно ее обоснованности, первостепенности, важности и значения, и в не меньшей мере относительно того, какие концепты следует использовать для объяснения предлагаемой цели. Парадоксальным образом целью психоанализа является подвергнуть любое понимание ‘цели психоанализа’ внимательному изучению, в поиске многочисленных возможных смыслов и способов понимания, которые могут быть исследованы в переносе-контрпереносе. Это во многом касается клинических аспектов психоанализа. Исходя из этого, я считаю, что есть смысл говорить о “целях психоанализа”, когда мы говорим о конкретных случаях, которым присущи специфические моменты динамики переноса-контрпереноса, специфические особенности пациентов и особые типы вмешательств. В психоаналитическом дискурсе и мышлении присутствует важный элемент своеобразия, и этот элемент играет определенную роль в нашей дискуссии о целях психоанализа. Например, Бион утверждает, что Можно утверждать, что одна из целей психоанализа – как раз совершить такое открытие, которое для конкретного пациента, в определенный момент его анализа, имеет особенное и радикальное значение, что помогает пациенту трансформировать бессознательные эмоциональные переживания в сознательную цепь означающих, которые могут быть переработаны по-новому. Или, помогает пациенту остановить бессознательные повторения и клише, которые ослабляют фантазии и креативные способности пациента. Для того, чтобы это могло произойти, аналитик должен быть готов встретиться с незнакомыми и непостижимыми особенностями души. Случай Год назад женщина (40 с лишним лет) решила начать анализ после того, как в течение нескольких лет проходила психоаналитическую психотерапию. Изначально она сформулировала свое желание прийти в анализ так: “чтобы вновь преодолеть себя” и “обрести право уважать и ценить собственные утверждения”. Она заявила, что “не чувствует себя прочно обосновавшейся в самой себе” и «дезориентированной (как одинокий ребенок), находясь между любовью двух родителей”. Она считала, что ее мать любила ее, но не желала, чтобы ее муж вмешивался в отношения мать-ребенок. Она также боялась, что ненависть ее матери к отцу (деду пациентки) и к мужчинам в целом оказала влияние на ее собственную сексуальность. Мать скончалась 15 лет тому назад, а отец вскоре после этого женился на женщине намного младше себя, и не намного старше пациентки. Он скончался три года тому назад и оставил большую часть своего состояния новой жене, очевидно обделив пациентку любовью, которую она, по ее мнению, заслуживала. Из детских воспоминаний пациентка помнила о сильной сепарационной тревоге как основном травмирующем факторе. У нее были фантазии о том, что ее родитель исчезает в окне, оставляя ее одну. Ее матери приходилось сопровождать дочь, когда класс отправлялся на экскурсию. Она не участвовать в вечеринках вместе с одноклассниками, так как боялась, что мать не придет и не заберет ее после вечерники. Если она не знала о местонахождении родителей, то у нее могла начаться сильная паника. Она утверждает, что у нее сохранились ранние воспоминания периода 6-леинего возраста. Она убирала двор в загородном доме родителей (ей это действие очень нравилось), когда вдруг ее поразила следующая мысль: “Я всего лишь человек, который будет находиться на этой Земле совсем недолго”. Она заявляет, что это раннее воспоминание привело к тревоге в отношении чего-то, от чего она сама была не в состоянии защититься. Ее мать была нервной женщиной, и, повзрослев, пациентка обвиняла мать в том, что та не смогла понять проблем дочери. Тринадцать лет назад она вышла замуж, и у них с мужем родился сын, но брак продлился всего три года. Развод стал психологической войной, которая завершилась в суде. Через несколько лет она отвоевала право проводить с сыном бóльшую часть времени каждые две недели. Отношения с бывшим мужем так и не стали хорошими, и она утверждала, что отец мальчика не хотел ее видеть, когда она приходила к нему забрать сына. В течение нескольких лет у нее был бойфренд, который сам был в разводе, и у него было несколько своих детей. Она его уважала во всем, но не чувствовала сексуального влечения к нему: “Я люблю своего бойфренда, но не могу заниматься с ним любовью”. Сознательная причина отсутствия влечения к нему – это слишком большой живот и его доступность (если бы он не был таким доступным, ее бы к нему влекло сильнее). Ее идеальный образ себя – это Мадонна, которая, как анорексичная женщина, истощает себя до тех пор, пока не превращается в духа. Ее привлекают мужчины, которые ей недоступны, и, следовательно, она может спокойно о них фантазировать. В анализе она прилагала большие усилия к тому, чтобы представить свои отношения с окружающими как взаимодействие, которое начинается искренне, но оканчивается потому, что ее не понимают. Часто общение заканчивается ссорой. Она упорно старалась заставить меня поверить, что ее агрессия из-за этого непонимания оправданна. Результатом этих усилий по отношению к другим и ко мне оказываются чувства вины, а также ощущения недостатка в ней чего-то, что позволило бы ей чувствовать себя достаточно хорошей. У нее установилась такая динамика взаимодействия с окружающими, где она чувствует, что ей угрожают, и потому она их отталкивает, чтобы вновь отвоевать свою самооценку и примирить себя с другим человеком (и с собой). Она как-то сказала “Это напоминает отношения с моим отцом, и я терпеть этого не могла: там не было места для меня. Он меня не видел. Он не мог относиться ко мне с заботой, я всегда ему мешала”. В последний месяц на первый план вышел ее основной конфликт с бывшим мужем по поводу выплат на ребенка. Он жалуется, что платит слишком много, хотя с учетом налогов это не так много, и он легко может это себе позволить. Она принесла на сессию распечатку переписки, где они ведут длинный спор и обвиняют друг друга в нежелании найти совместное решение. Мне показалось, что она хочет скорее задеть другого с помощью рациональной защиты и обвинений, а не поставить себя в третью позицию, в краткой форме изложив свои доводы, сохраняя нейтральность. В ходе вмешательства я говорю: “Кажется, что Вы колеблетесь между двумя позициями: длинными рациональными доводами, облаченными в гнев и обвинения, с одной стороны, и кратким изложением своих желаний – с другой. Продолжение переписки может быть похоже на отыгрывание, и Вам может казаться, что я увижу в этом нечто необходимое для того, чтобы вновь преодолеть себя. Для того чтобы подобраться ближе к тревоге, втягивающей Вас в конфликты, могли бы Вы прекратить переписку на некоторое время?” На следующей сессии она начинает: Пациент Психотерапевт Пациент Психотерапевт (длинная пауза). Заключение Теперь она встретилась лицом к лицу с болью, связанной с недостатком эротического влечения к мужчинам в настоящее время, что также является для нее загадкой. Этот «симптом» имеет отношение к ее изначальному желанию проходить анализ, «чтобы вновь преодолеть себя» и «обрести право уважать и ценить собственные утверждения», но, в то же время сильно подрывает и спутывает это желание, как если бы правда об этом была скрыта, и к ней не было бы доступа. Иллюстрирует ли все это цели психоанализа? И да, и нет. Во многом последовательность сессий, которые прожила пациентка, осуществили для нее некоторые моменты в плане развития эго, о котором говорил Валлерштейн (1965). С этой позиции, данная последовательность (сессий), как и другие последовательности в анализе – которые, конечно же, не являются последовательностями сами по себе, но всегда контекстуализированы и изменяются апостериори (nachträglich) по мере того, как анализ продолжает свое путешествие-исследование – вносят свой вклад в то, что мы можем понимать как «цели психоанализа». Однако шаг за шагом каждая последовательность помогает анализанду продвигаться к «излечению» психической реальности - «излечению» не в медицинском смысле слова, а скорее в значении устранения препятствий на пути к восприятию жизни и психической реальности, а также способности принимать на себя за это ответственность. Другой аспект «целей психоанализа» касается позиции аналитика и работы в переносе. В последовательности описанных сеансов становится понятно, что анализанд впадает в свой привычный способ видеть аналитика как (родительского) другого, от которого требует помощи в виде хороших советов, и она предполагает, что желание аналитика (Другого) соответствует тому, что она всегда переживала. Аналитик должен отдавать себе отчет в том, что он не соответствует ожиданиям анализанда. Вместо этого аналитику необходимо соблюдать позицию незнания и стремиться к позиции (или стать объектом), которая создает возможность трансформации энигматического желания Другого в открытость анализанда по отношению к креативному поиску самой себя (некоторые могли бы сказать собственного Сэлф). Аналитик может никогда не узнать, была ли такая позиция частью анализа, или, скорее: он/она иногда может осознать это постфактум. Аналитик постоянно подвержен бомбардировке словами и молчанием, простыми и сложными эмоциями, спутанными или фрагментированными утверждениями и повествованиями, которые сменяются более понятными и связными (будь то поверхностно или искренне при более глубоком понимании), бессловесными симптомами и болезненной пустотой – большая часть всего этого лишена четкого смысла, как для анализанда, так и для аналитика. Аналитик должен помнить, что именно недостаток внятного смысла – это одновременно есть суть речи анализанда и предпосылка, обусловливающая перемены и трансформации. Пока аналитик способен к креативному выслушиванию, может нормально воспринимать свое возникающее внутри удивление и необычные фантазии, может сдерживаться и не реагировать на требования анализанда, тем самым не давая последнему находить себе оправдания в том, что он такой, какой есть, вследствие инакости, которую он никогда не будет в силах постичь в полной мере – пока это имеет место, можно говорить, что аналитик достиг некоторых целей анализа. Перевод В. Бабаянца |